Все дети любят рисовать. Изобразительная
деятельность формируется по мере становления психики ребенка и таким образом
может служить показателем психического развития.
Детское рисование в своем развитии
проходит несколько определенных общих этапов.
Первые детские рисунки, естественно,
линейны. В эту пору рисование участвует
в формировании зрительных образов, помогает овладевать формами, координировать
перцептивные и моторные акты. Дети примерно до 6 лет не признают
пространственного изображения, они рисуют только вид спереди и сверху. В
процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в
основном с работой правого полушария головного мозга, а также
абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с
мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем
накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность
наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает,
несмотря на нехватку слов. Таким образом, рисование выступает своеобразным
аналогом речи.
Будучи напрямую связанным с важнейшими
психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и
мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но
и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые
знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления
о мире.
Самой ранней стадией развития детского
рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок еще не
пытается выразить какое-либо определенное содержание. Главное для него - след на бумаге. Он испытывает удовлетворение
уже от того, что чувствует себя виновником появления некоего продукта. Данная стадия часто именуется стадией
«марания», «каракулей».
На 4-5-м году жизни ребенок вступает в
следующую стадию – схематичного изображения. Она тянется очень долго, и в ней,
в свою очередь, можно наметить ряд ступеней в зависимости от того, как
примитивные поначалу схемы постепенно наполняются все более существенным
содержанием.
Следующая стадия развития рисунка –
стадия правдоподобных изображений – характеризуется постепенным отказом от
схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Рисунок проходит
и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно
схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в
детских рисунках продолжают оставаться неизмененными три основные черты.
Во-первых,
рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых
предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки
светотени отсутствуют.
Во-вторых,
все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать
ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех
частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут
быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка
– его прозрачность.
Несмотря
на значительное несовершенство рисунков этой стадии, ребенок, не обладающий художественной одаренностью,
редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую
ступень. Поэтому и взрослые, не
обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт,
сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на
несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он
достигает четвертой стадии – правильных изображений.